Хотько Александр Николаевич

Хотько Александр Николаевич
Евразийская экономическая комиссия
Должность: Директор Департамента информационных технологий

В 1982 году окончил Военный инженерный институт им. А.Ф. Можайского по специальности «электронная вычислительная техника».

До 1997 года проходил службу на инженерных и научных должностях в Вооружённых Силах СССР и Российской Федерации. Кандидат технических наук.

С 1997 по 2010 год — работа в информационно-технических подразделениях таможенных и налоговых органов Российской Федерации. Занимал должность первого заместителя директора по научной работе Главного научно-информационного вычислительного центра Федеральной таможенной службы России.

С 2010 года работал в Секретариате Комиссии Таможенного союза и в Евразийской экономической комиссии. С июля 2013 года и по настоящее время директор Департамента информационных технологий Евразийской экономической комиссии.

О компании и проекте

Евразийская экономическая комиссияЕвразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. ЕЭК начала функционировать со 2 февраля 2012 года и имеет статус наднационального органа управления.

Основное назначение ЕЭК — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Департамент информационных технологий ЕЭК организует работы по созданию и развитие интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (с 2015 года — интегрированная информационная система ЕАЭС).

Цели создания интегрированной системы в первую очередь были направлены на информационную поддержку интеграционных процессов и расширение практики использования электронного обмена данными как между органами государственной власти государств — членов ЕАЭС, так и государственных органов с хозяйствующими субъектами и физическими лицами. При этом интегрированная система создавалась с учетом ранее согласованных государствами-членами принципов, направленных на преимущественную интеграцию эксплуатируемых и разрабатываемых в ведомствах информационных систем.

Для обеспечения деятельности Комиссии в составе интегрированной системы были разработаны 9 функциональных и обеспечивающих подсистем.

В соответствии со стратегией и планами развития Союза определены наиболее приоритетные направления автоматизации, которые включают реализацию 75 межгосударственных (общих) процессов для обеспечения взаимодействия государств между собой, а также между государством и бизнесом по 18 направлениям (сферам регулирования).

Также при создании интегрированной системы был внедрен реестр структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия, а также разработаны и приняты основополагающие правовые акты по вопросам функционирования интегрированной системы, построения трансграничного пространства доверия, создания единой системы нормативно-справочной информации в рамках ЕАЭС и др. Проблема гармонизации электронных документов решается за счет создания и развития наднациональной модели данных ЕАЭС, на основе использования международных стандартов, рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН, модели данных Всемирной таможенной организации.

Средствами интегрированной системы будет обеспечиваться взаимодействие государств-членов ЕАЭС в рамках проводимого пилотного проекта по маркировке продукции легкой промышленности контрольными (идентификационными) знаками на основе использования RFID-технологий. Также интегрированная система обеспечивает функционирование создаваемого с 2016 года общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ЕАЭС. В рамках этой работы созданы новые электронные справочники, в том числе Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств, спроектированы регламенты электронного взаимодействия и структуры используемых электронных документов. Единый реестр зарегистрированных лекарств ЕАЭС представляет собой интеграционную платформу, которая также включает в себя важные для потребителей и специалистов в области здравоохранения материалы электронные файлы общей характеристики лекарств, инструкции по медицинскому применению и другое. Более того, Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС выполняет роль информационной системы, посредством которой обеспечивается координация деятельности уполномоченных органов государств членов ЕАЭС при выполнении экспертизы регистрационных досье на лекарственные препараты.

Кроме того в 2015 году ЕЭК разработаны и внедрены технология и программные средства системы электронного управления документами, что совместно с использованием системы электронного документооборота позволило перейти на безбумажные технологии подготовки и проведения заседаний органов ЕАЭС.